Инфодемия: все, что вызывает хаос

Photo: Facebook

Сегодня в Нижнем Новгороде у здания МВД подожгла себя журналистка Ирина Славина — главред местного издания Koza.press. Издание Baza пишет, что она скончалась на месте.

Ее последнюю запись в фейсбуке очень страшно читать — хотя она совсем короткая: «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию».

У Российской Федерации были свои счеты с Ириной. Ее трижды штрафовали (за участие в марше Немцова, за неуважение к власти и за новость о коронавирусе, которую посчитали фейком), а вчера у нее прошел обыск по делу о «нежелательной организации». По такой же статье обвиняют координатора «Открытой России» из Ростова-на-Дону Анастасию Шевченко, которая уже почти два года сидит под домашним арестом.

Мы хотим поддержать родных и близких Ирины Славиной и еще раз заявить, что журналисты в России не должны подвергаться преследованиям со стороны государства.

Изоляция для президента

Сегодня Дональд Трамп сообщил, что он и его жена Мелания заразились коронавирусом. Это озадачило как его сторонников из числа отрицателей ковида, которым пришлось придумывать, как увязать эту новость с их идеями, так и его противников — которые задались вопросом, а не фейк ли это. «Инстинктивно задумываешься, правда ли это. Он столько раз врал…», — пишет Энн Эпплбаум, американская журналистка и историк.

На этой неделе о заражении коронавирусом сообщил также бывший президент Украины Петр Порошенко.

Эпидемиологическая ситуация ухудшается во многих странах Европы — и в России тоже. Об этом пишет в своем Facebook и Денис Проценко, главврач больницы в Коммунарке, где весной был развернут один из самых крупных коронавирусных стационаров.

Российский президент Владимир Путин, видимо, не очень хочет повторить ошибки своих зарубежных коллег. И поэтому он решил обезопасить себя.

Издание «Проект» выпустило репортаж, в котором рассказывает, как Владимир Путин отгородился от коронавируса — и от народа. Любой, кто планирует навестить президента, вынужден перед этим выдерживать суровый двухнедельный карантин (включая топ-менеджеров и академиков, которым и без того есть чем заняться), а журналистам кремлевского пула дорога в резиденцию Путина закрыта совсем — новости они уже давно пишут по телетрансляции.

Влияние Навального

Рейтинг одобрения Навального за год вырос с 9 до 20%, а информации о том, что он был отравлен намеренно, доверяют 33% респондентов. Такие данные приводятся в новом опросе «Левады» об отношении к Навальному (подробнее — здесь).

Политолог Аббас Галлямов сказал нам, что в последнее время сомневающиеся в принципе чаще склоняются к оппозиционной точке зрения. И пропаганде сложно на это повлиять.

«Власти [в этот раз] вообще ничего успешного не продемонстрировали. Очень хорошо заметна была противоречивость их суждений: то никто его не травил и надо было рафаэлку скушать, то он сам себя отравил, то из Латвии приехали и отравили. Понятный месседж отсутствовал, а с точки зрения работы с общественным мнением это — очень плохая стратегия».

При этом Галлямов считает, что протестный политик в авторитарной стране влияет на политический процесс гораздо больше, чем это может выразиться в общественном мнении.

«Люди могут к Навальному относиться плохо, но при этом прислушиваться, когда он критикует власти. Хорошо относиться к Навальному вообще-то сложно — он гонец, который приносит плохие новости, что нам все врут и Путин никакой не патриот, он разворовал страну.

Песков и другие кремлевские спикеры часто повторяют тезис — да ладно, чего нам травить Навального, у него рейтинг смешной. Это их постоянный аргумент — но он немного лукавый. Влияние Навального определяется не цифрами поддержки людей, а теми цифрами, которые у Путина отнялись. За два года у него отнялась половина рейтинга — вот влияние Навального».

Инструмент государственной пропаганды

Ученые Оксфордского университета исследовали структуру телеканала RT и пришли к выводу, что если поначалу он работал на формирование позитивного образа России, то сейчас окончательно превратился в инструмент государственной пропаганды и вмешательства в политику других стран.

В основе исследования лежат глубинные интервью с 23 нынешними и бывшими сотрудниками RT. Респонденты рассказывают о своей работе во время украинского кризиса 2014 года, президентских выборов в США 2016 года и брекзита.

«Я спросил своего редактора, какая линия у RT по поводу брекзита, и он сказал мне: „Все, что вызывает хаос — вот наша линия“», — рассказывает один из респондентов.

Все интервью анонимные — из-за соглашений (NDA), которые подписывают журналисты RT. По их условиям журналистов могут привлечь к суду или оштрафовать даже после увольнения. Ученые пишут, что из-за этого они не стали приводить вообще никаких деталей о респондентах, чтобы их нельзя было идентифицировать — вопреки общепринятым нормам публикации таких исследований.

Но действующие сотрудники RT все равно возмутились — и ответили в твиттере (правда, не самим ученым, а журналисту Politico, который пересказал это исследование).

  • Ведущая RT America Манила Чан интересуется, почему для исследования не спросили ее и сравнивает интервьюирование бывших сотрудников с вопросами бывшим любовникам.
  • Бывший инспектор ООН Скотт Риттер (активно критикующий внешнюю политику США) говорит, что не встречал цензуры на РТ.
  • Журналист Дэн Коэн пишет, что ему понадобилась одна минута, чтобы установить источники финансирования Оксфордского университета, среди которых есть британское правительство.

Это не первые свидетельства бывших сотрудников RT. В работе на Кремль они сознавались и раньше — например, в 2014 году с канала уволилась британская журналистка Сара Ферт, также о пропаганде говорили и другие журналисты. В 2017 году The Moscow Times тоже собрала несколько анонимных рассказов о работе канала.

Tatiana Torocheshnikova

Tatiana Torocheshnikova works as an editor for CodaRu. She was born in Moscow, Russia. She worked as an editor for asocciation of lawyers and journalists Team 29 and covered violations of human rights and cases of espionage in modern Russia